В обществе бытует мнение, что мужчины умнее женщин. И действительно, среди известных ученых гораздо больше мужчин. Среди Нобелевских лауреатов нечасто встретишь женщину. И этому факту есть научное объяснение. Очень интересны исследования интеллекта. Выяснено, что среди мужчин больше очень умных индивидуумов, чем среди женщин, но при этом среди мужчин больше и очень глупых. Женщины же превосходят мужчин по числу умных (просто умных, не слишком). Таким образом, получается, что очень умные – на виду. Мы читаем о них в книгах, мы читаем их книги и мы знаем их (например, в исследовании Г. Эллиса в группу из тысячи тридцати одаренных людей Британии входило только пятьдесят пять женщин). И так как это преимущественно мужчины, то создается иллюзия, что мужчины в целом умнее.
Как известно, жизненно важным условием развития личности является овладение речью, поскольку последней принадлежит ведущая роль в формировании и развитии мышления у детей.
Ряд отечественных исследователей, таких как В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман, В.Д. Громова отмечают неодинаковое развитие речи у мальчиков и девочек, которое зависит от времени созревания центральной нервной системы. Эта особенность проявляется в период их зрелости, поскольку девочки в этом отношении рождаются более зрелыми, чем мальчики, с разницей в три-четыре недели.
Так, если девочки более полно воспринимают речь, построенную на эмоциях, то мальчики обращают внимание на такие критерии, как содержательность и краткость.
Большое влияние на развитие речи ребенка старше года шести месяцев оказывает ускоренный переход слов из пассивного в активный словарь. Девочки старше одного года восьми месяцев становятся более «говорливыми», в то время как мальчики достигают такой активности только после года и десяти месяцев.
Девочки, достигнув полутора лет, уже знают, приблизительно, порядка пятидесяти слов, в то время как мальчики указанное количество слов могут запомнить лишь не ранее 1 года 10 месяцев.
У девочек речь богаче по словарному запасу и грамматическому строю, чем у мальчиков.
По мнению М.Ю. Ушаковой у мальчиков присутствует в словаре больше глагольная лексика, в то время как высказывания девочек из-за частого применения существительных сравнительно предметна и статична. Кроме того, в рассказах девочек содержится и много прилагательных, что говорит об их повышенной внимательности к качеству, признаков явлений, предметов.
По мнению М.Ю. Ушаковой, девочки раньше мальчиков овладевают навыками чтения. Но, как правило, к шести годам указанные различия исчезают.
Различия речевой деятельности у мальчиков и девочек считается естественным и закономерным явлением.
Наряду с этим выявлены и психологические различия между одним и другим полом. Экспериментально установлена повышенная вербальная способность именно у девочек. У них более развиты способности к артикуляции и подражанию. Совершенствуя речевые навыки пониманием прочитанного, они меньше допускают ошибок во время чтения. У мальчиков же значительно развиты математические и другие способности.
С точки зрения анатомии дело в следующем: у мальчиков правое полушарие мозга (которое отвечает за эмоционально-образную сферу, пространственное мышление и интуицию) и левое полушарие (отвечающее за рационально-логическое и речевое мышление) каждое по отдельности развиты хорошо (возможно, даже лучше, чем у девочек), но пучок нервных волокон (который соединяет оба полушария) тоньше, чем у девочек и развивается медленнее. Это не патология – просто, так распорядилась природа. Поэтому обмен информацией между полушариями затруднён, а значит, мальчикам сложнее облечь свою мысль в форму грамматически правильного высказывания. Хотя мальчики и начинают говорить чуть позже девочек (в среднем на 4 месяца), в раннем детстве это может быть практически незаметным.
При этом многие мамы и папы, имеющие маленьких сыновей, переживают по этому поводу, часто говоря своему молчуну: "Ну что не говоришь ничего? Посмотри, как Настя хорошо умеет разговаривать. А ты только "мама" и "дай" можешь сказать". Смотрят с укоризной на своего сына и утешают себя: "Да, видно, все мальчики поздно начинают говорить. Что с этим поделаешь".
Какие же из этого можно сделать практические выводы?
Порой девочки могут говорить, не подумав, а мальчики - склонны действовать, не осознавая последствий. Что делать в такой ситуации? Рекомендую помнить о том, что если девочка будет чувствовать поддержку, безусловную любовь, осознавать то, что ее не отвергнут, о чем бы она ни говорила, то ее мыслительные способности начинают очень быстро развиваться, в результате чего будущая женщина обретает способность говорить обдуманно. Если же она попадает в стрессовую ситуацию и теряет контроль над своими мыслями, то ей просто необходимо, чтобы ее просто выслушали, чем бы она ни делилась. То, что девочку слушают, является поддержкой для нее и помогает ей снова установить связь между чувствами и мыслями, чтобы принять решение о дальнейших действиях. Когда девочек что-то тревожит, то они ищут того, с кем можно было бы поделиться нахлынувшими переживаниями.
Для мальчиков же важно, чтобы они ощущали свободу действий, имели право на ошибки, чтобы впоследствии обдумывать собственные промахи и победы, вносить поправки, не страшась при этом, что их накажут или перестанут любить. Свобода-главное условие для учебы на ошибках - она дает возможность сформировать способность чувствовать и думать перед тем, как сделать что-нибудь. Что же хочет делать будущий мужчина, когда он чем-то расстроен? Ответ ясен: ему необходимо действовать! Пытаясь найти выход из сложного лабиринта проблем, он может ходить взад-вперед, сдерживая желание сделать хотя бы что-нибудь. Это простое, со стороны кажущееся бессмысленным поведение, выражает порыв мужского мироощущения немедленно что-то предпринять.
Поэтому если вашей дочери нужно просто рассказать о своих чувствах, то сыну легче начать что-то делать, чтобы найти выход.
Осознавая эти особенности в развитии мальчиков и девочек, родители должны понимать и поддерживать своих детей, не оскорбляя их, не виня в том, в чем их дети совершенно не виноваты.
Все это ни в коем случае не означает, что мальчики далее не догонят девочек. Непременно догонят, особенно если им помогать и поощрять к словесному самовыражению. Воспитывая детей разных полов, полезно понимать некоторые особенности, связанные с небольшими различиями в процессе развития речи. Например, отличаются преимущественные способы накопления словарного запаса. Девочки (в среднем) склонны словарный запас «расширять», а мальчики – «углублять». Для примера: девочки будут пытаться охватить тему «машина-автобус-колесо-гараж-ехать-водитель...», а мальчики – подробно и точно описать конкретное действие «машина-гараж-ехать-заехать-приехать-отъехать-подъехать...». Подобные «углубленные» описания зачастую бывают сложными, поэтому мальчики достаточно часто совершают речевые ошибки.
Также стоить отметить, что мальчики и девочки понимают речь немного по-разному. Например, мальчики позже начинают распознавать эмоциональные оттенки. Нередко родители мальчиков жалуются, что сыновья никак не реагируют на их выговоры. Это происходит потому, что главная информация, которую несет родительский выговор – эмоциональная, а маленькие мальчики еще не умеют воспринимать эту составляющую речи. Для них выговор родителей совершенно не несет смысловой нагрузки, никакой: невозможно десять минут выслушивать, что он влез на подоконник! Он и так в курсе: он сам туда лез и знает, что влез! О чем разговаривать-то?
Девочки устроены иначе - для них как раз важны чувства и эмоции ругающего. Именно их они пытаются уловить, прислушиваясь к речи родителей. Поэтому ругать мальчиков и девочек имеет смысл по-разному. Мальчиков надо ругать конкретно и коротко. Выдавать информацию по схеме «причина-поступок-следствие». Внятно и не распыляясь, иначе на третьей минуте он «уйдет в себя», и вы будете наслаждаться монологом в пустом театре. Девочек можно ругать гораздо дольше, но – важно! – тихим и спокойным голосом. Излишняя ваша резкость и экспрессивность может произвести на девочку слишком тяжелое впечатление: она не услышит ничего «по смыслу», но при этом будет ощущать себя объектом плохого отношения и нелюбви.
Кстати, в выражении эмоций тоже есть подобная разница, подкрепленная еще и стереотипами воспитания. Девочки чаще выражают эмоции словами и плачем. Мальчики – действиями, и нередко эти действия выглядят агрессивными: например, от большого огорчения мальчик может наброситься на маму с кулаками, порвать и разбросать по комнате неудавшийся рисунок, и тому подобное.
Есть разница и в восприятии мальчиками и девочками информации. Девочки воспринимают мнения и наставления окружающих, выраженные словесно. Именно поэтому у родителей складывается впечатление, что с девочками легче договориться. Мальчики, в основном, черпают информацию из поведения взрослых, и часто копируют это поведение. Особенно следует помнить об этом родителям, которые, например, не всегда переходят улицу на зеленый свет. Мальчикам сказать недостаточно, им нужно убедительно показать, как себя ведут.
В беседу мальчики и девочки тоже вступают по-разному, потому что чаще всего делают это из разных побуждений. Мальчики задают вопрос, чтобы получить на него конкретный ответ. Девочки, нередко, - просто чтобы установить контакт с собеседником.
Поэтому очень важно родителям мальчиков учитывать этот факт и больше внимания уделять развитию их речевых способностей. Нужно разговаривать с мальчиком, спрашивать о его делах, впечатлениях и проблемах. Важно читать мальчику вслух и желательно просить его пересказывать прочитанное. Это поможет ему в дальнейшем избежать проблем с русским языком в школе.
Однако факт остается фактом - разница есть, но нет единого мнения, чему эту разницу приписать: особенностям развития мозга и организма того или иного пола, или все-таки особенностям раннего воспитания. Скорее всего, истина где-то посередине.