Сухорукова Т. А., педагог дополнительного образования МБУДО "ДДТ"
На протяжении всей эволюции люди, отличавшиеся от большинства какими-то индивидуальными особенностями, например, левши, вызывали интерес и удивление. Однако отношение к левшам, как и другим, так называемым, «белым воронам» зачастую было настороженным, а иногда и резко отрицательным. «Следы» такого отношения остались во многих языках. Например, в русском языке существует до сих пор множество примеров такого рода. "Левый товар" - товар, проданный налево, т. е. незаконным образом, или товар фальшивый, поддельный. Аналогично можно рассматривать значение словосочетаний "левый доход", "левые деньги", "левым образом" и т. п. Подобная окраска слова "левый" встречается и в выражениях, не относящихся к финансам: "как левая нога захочет", "левая сторона", "встать с левой ноги".
В английском языке слово "леворукий" имеет дополнительные значения - "неуклюжий", "лицемерный", "зловещий", "незаконный". Подобные связи прослеживаются во французском, итальянском, испанском, немецком языках.
Учитывая связь языка и сознания, вряд ли стоит удивляться негативному стереотипному восприятию левшей "праворуким" большинством.
Настоящий левша – это тот человек, у которого ведущую роль играет не только левая рука, но и левое ухо, левый глаз. Чтобы определить ведущий глаз, необходимо сделать из рук подзорную трубу и посмотреть в неё. К какому глазу поднесли, тот и является «главным». Чтобы «найти» ведущее ухо, положите на стол часы (или представьте это) и внимательно послушайте, как они тикают. Руку определить ещё проще. Ведь все знают, в какой руке обычно держат ручку, ложку. Учёными установлено, что среди обычных людей «чистые правши», т.е. имеющие одновременно ведущую правую руку, глаз и ухо, составляют всего около 30 %.
Причины леворукости могут быть разными.
Чаще всего встречается так называемое генетическое левшество. До настоящего времени не известны точно механизмы передачи этого признака, но достоверно установлено, что леворукость в 10 - 12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей.
Второй вид - это "компенсаторное" левшество, связанное с каким-либо поражением мозга, чаще - его левого полушария. Поскольку деятельность правой руки в основном регулируется левым полушарием, то в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка, соответствующие функции может взять на себя правое полушарие. Таким образом, левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, а впоследствии, чаще всего и при письме.
Третий вид - это "вынужденное" левшество. Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям.
Педагоги отмечают следующие качества леворуких детей:
- «левши» часто отличаются от своих сверстников затянувшимся периодом упрямства;
- обычно – это художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Уже с трех лет они намного лучше, чем другие малыши, рисуют, лепят из глины, воска или пластилина;
- у них нередки хорошие музыкальные способности и абсолютный слух;
- ребенок-левша непосредственен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений. Отсюда – плаксивость, капризность, подверженность ярости и гневу, настойчивость в осуществлении желаний;
- у всех леворуких детей наблюдаются диспропорции формирования речи, чтения, пространственных и временных представлений, затруднения в определении правой и левой руки.
Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:
- восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный его темп;
- формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);
- выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг - овал, квадрат – ромб - прямоугольник);
- неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);
- зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
- очень медленный темп письма.
Рассматривая трудности, возникающие у левшей при обучении в школе, нельзя не коснуться вопроса о переучивании леворуких детей. Хотя таких случаев становится все меньше, тем не менее, встречаются взрослые, которые столкнувшись со сложностями обучения ребенка, не похожего на него, начинают сомневаться, а не проще ли переучить ребенка и пусть будет дальше «всё как у всех». Чтобы предотвратить даже такие сомнения, ещё раз хочется напомнить, что речь идет не только о ведущей руке, а об определенной организации головного мозга. Поэтому следствиями переучивания могут стать нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием - это переученный левша), серьёзные перемены в эмоциональном состоянии ребёнка (он может стать вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спать, плохо кушать). Позже появляются ещё более серьёзные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз, например, писчий спазм.
У леворуких детей нередки также школьные страхи (перед неудачами в школе, перед письменными работами), как правило, в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием к успехам в учебной деятельности.
К сожалению, в нашей стране ещё нет научно разработанной методики обучения письму леворуких детей, нет и методики их работы на уроках труда (ведь даже ножницы ему нужны другие). Поэтому наши левши учатся выполнять все учебные действия так же, как и правши. И все-таки существует ряд рекомендаций, реализуя которые в практике школьного обучения можно облегчить жизнь таким детям:
- необходимо помочь левше организовать своё рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
- не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;
- категорически противопоказано требовать безотрывного письма;
- любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;
- желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;
- необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия некоторых особенностей, советуя, как помочь преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются, и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка;
- никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, прививая детям уважение к индивидуальным особенностям каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.
При подготовке к обучению грамоте важно помочь учащемуся выбрать положение руки во время письма. В этом не стоит торопиться, ругать и поторапливать ребенка. Все нужно делать медленно и спокойно. Начинать надо с простых штрихов. Обязательно нужно заниматься видами деятельности, при которой задействованы обе руки. Можно рекомендовать упражнения с мячом, игру на пианино, плавание, лепку.
У левшей часто возникают трудности и при чтении. Такие дети нередко теряют строку и делают попытки читать справа налево или с середины текста. Чтобы помочь ребенку ему надо напомнить, откуда началось чтение или можно ориентировать его по маркированной руке (привязать красную нитку). Если эти способы не приводят к положительному результату, ребёнок может попробовать закрыть текст и открывать только читаемый слог. Причём, сначала это нужно делать взрослому. Так можно продолжать до тех пор, пока нужное направление и темп слежения за строкой не автоматизируются.
Леворукий ребенок требует и особой организации образовательного пространства в классе.
Любой объект, расположенный слева, воспринимается им как новый, чужой и пугающий, не вызывающий доверия. Соответственно учитель и классная доска должны находиться справа от учащегося. В этом случае материал будет усваиваться лучше. Сосед по парте должен находиться справа, чтобы не толкать под локоть. Также не стоит левшу сажать на проходе, так как он очень чувствителен к постоянному движению между партами. Впрочем, и порядок на его рабочем столе не всегда бывает идеальным. Свет при письме, рисовании, чтении естественно должен падать с правой стороны. Чтобы ребенку было удобно писать, рабочая тетрадь должна быть повернута так, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди.
Леворукий ребенок должен активно участвовать во внеклассных и внешкольных мероприятиях, общаться со сверстниками, посещать спортивные, художественные и культурные секции. Леворукость ни в коем случае не должна быть препятствием для социальной адаптации ребенка.
В заключении, хочется вспомнить некоторые интересные факты о левшах:
- 13 августа – международный день левшей;
- все полярные медведи – левши;
- в Японии муж мог развестись с женой узнав, что она левша;
- левши чаще рождаются во второй половине года, а реже всего весной;
- левши под водой видят лучше, чем правши;
- в Москве левшей 3,5 %, в Центральной России – 7 %, а на Таймыре – 34 %;
- левша Леонардо да Винчи вел свои записи справа налево, так что прочитать их можно было, только поднеся к зеркалу.
Строгие правила мусульманского Востока гласят: нельзя дарить подарки левой рукой, подавать ею пищу и поздравлять. Считается, что у левши «нечистая» рука. Есть похожие представления и в Христианстве. Причём не только в религиозных правилах, но также в сказках и даже в быту. «Направо пойдешь – счастье обретёшь, налево пойдешь – голову потеряешь». А со временем словом «левое» стали обозначать вообще разные неправильные вещи. Поэтому, когда в семье появляется ребёнок-левша, некоторые родители начинают серьёзно беспокоиться. Но, несмотря на некоторые сложности в обучении на первоначальном этапе, нужно верить в наших детей и в их успехи.
Литература
1. Безруких М.М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. – М.: Вентана-Граф, 2001.
2. Гаврина С. Прописи для леворуких детей. - РОСМЭН, 2006.
3. Гаврина С., Кутявина Н. Рисуем по точкам. /Под ред. Т.В. Чупина. - Ярославль, 2007.
4. Дубова С.Ф., Паншина И.А. Прописи для левшей. - ГУП Печатный двор, 2007.
5. Леворукий ребенок в школе и дома. – Екатеринбург: У – Фактория, 2009.