муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

"Дом детского творчества"

М Е Т О Д И Ч К А

Методическая инструкция по разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы МБУДО "ДДТ"

 

Автор: Попова Н.В., методист МБУДО "ДДТ" г. Вельска Архангельской области

 

1.    Общие положения

1.1    Настоящая инструкция разработана в соответствии с  ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Письмом Департамента Молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Письмом Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программам (включая разноуровневые программы)», Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14, Уставом МБУДО "ДДТ" (далее по тексту ДДТ) и иными локальными нормативными актами ДДТ.

1.2    Согласно п. 4 ст. 75 гл. 10 ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

1.3    Настоящая инструкция определяет порядок разработки и утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы ДДТ (далее по тексту Программа), в том числе:

-     структурные элементы Программы,

-     технические требования к оформлению Программы,

-     текстовые шаблоны структурных элементов Программы,

-     электронная матрица Программы.

1.4    Настоящая инструкция распространяется на Программы, разрабатываемые педагогическими работниками ДДТ (далее по тексту автор Программы), в том числе авторские и модифицированные (адаптированные), и допущенные к реализации в рамках образовательного процесса ДДТ.

2.    Структура Программы

2.1    В соответствии с п. 9 ст. 2 гл. 1 ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Письмом Департамента Молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» в структуру Программы должны входить следующие элементы:

-      титульный лист;

-      пояснительная записка;

-      учебный план (учебно-тематический план, календарный учебный график, рабочая программа учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей));

-      содержание изучаемого курса;

-      методическое обеспечение;

-      оценочные материалы;

-      список литературы.

2.2    На Титульном листе необходимо указать:

-      полное наименование ДДТ;

-      где, когда и кем утверждена Программа;

-      название Программы; ее направленность, уровень, типология;

-      возраст детей, на которых рассчитана Программа;

-      срок реализации Программы;

-      Ф.И.О., должность автора (авторов) Программы;

-      название города, населенного пункта, в котором реализуется Программа;

-      год разработки Программы.

2.3    В Пояснительной записке к Программе следует раскрыть:

-      -     направленность Программы;

-      -     новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

-      -     типологию Программы по степени авторства, по уровню сложности, по форме содержания и организации образовательного процесса;

-      -     цель и задачи Программы;

-      -     вариативность Программы;

-      -     возраст детей, участвующих в реализации данной Программы

-      -     сроки реализации Программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

-      -     формы и режим занятий;

-      -     ожидаемые результаты и способы определения их результативности;

-      -     формы подведения итогов реализации Программы.

2.3.1        Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической).

2.3.2        Согласно п. 3 Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:

-     формирование и развитие творческих способностей учащихся;

-     удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

-     формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

-     обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;

-     выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

-     профессиональную ориентацию учащихся;

-     создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

-     подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;

-     социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

-     формирование общей культуры учащихся;

-     удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не

-     противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

Следует указать, на обучение какому конкретному виду деятельности (развитие способностей, воспитание качеств личности) направленна данная конкретная Программа, каковы ее дальнейшие перспективы для развития личности ребенка.

2.3.3        Автор Программы должен аргументированно доказать целесообразность и актуальность разработки Программы.

2.3.4        Типологию Программы необходимо определить по нескольким критериям:

2.3.4.1       по степени авторства: типовая, модифицированная, авторская.

-     типовая Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ в качестве примерной по той или иной направленности дополнительного образования;

-     модифицированная Программа – это Программа, в основу которой положена типовая Программа либо Программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей;

Если программа является модифицированной, то необходимо указать полные данные Программы (источника), на основе которой она создана: название, авторы, данные о публикации (издательстве), др. информация.

-     авторская Программа – это Программа, созданная педагогом (или коллективом педагогов). Это может быть Программа либо впервые вводимого курса (предмета), либо собственного подхода автора к традиционным темам.

2.3.4.2       по уровню сложности: стартовый, базовый, продвинутый, многоуровневая.

-     стартовый уровень предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания Программы;

-     базовый уровень предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний, умений и навыков, позволяющих решать типовые задачи, принимать профессиональные и управленческие решения по известным алгоритмам, правилам и методикам;

-     продвинутый уровень предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих углубленное изучение содержания Программы (возможно узкоспециализированное и околопрофессиональное), позволяющее  решать усложненные задачи на основе приобретенных знаний, умений и навыков, с их применением в нетипичных ситуациях;

-      многоуровневая Программа предполагает последовательное освоение уровней Программы, при этом овладение стартовым (базовым) уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени обучения.

2.3.4.3       по форме содержания и организации образовательного процесса: комплексная, интегрированная, модульная, адаптированная.

-     комплексная Программа представляет собой соединение отдельных областей, направлений, видов деятельности в некое целое:

·      программы профильных школ (художественные, музыкальные, спортивные и т.д.);

·      программы детских объединений (клубов) с разносторонней подготовкой, к какой-либо деятельности;

·      программы творческих групп педагогов, объединенных одной задачей, концепцией, едиными подходами к содержанию, организации, результатам педагогической деятельности, но работающими по разным образовательным областям;

-     интегрированная Программа объединяет в целое области основного и дополнительного образования;

-     модульная Программа составлена из самостоятельных целостных блоков;

-     адаптированная Программа - Программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

В этом случае учреждение должно создать специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение Программ указанными категориями учащихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида и инвалида (п. 3 ст. 79 ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

По форме содержания и организации образовательного процесса могут быть обозначены одновременно несколько типов Программы, если она отвечает одновременно нескольким требованиям.

2.3.5        Цель и задачи Программы должны быть корректно сформулированными и опираться на направленность Программы.

Цель – это конкретный образ желаемого (ожидаемого) результата, который реально может быть достигнут к определенному моменту времени.

Задачи являются конкретными и последовательными шагами для достижения цели. Задачи должны быть выделены:

-     обучающие (направлены на освоение системы учебных знаний и формирования предметных  умений и навыков);

-     развивающие (направлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ребенка);

-     воспитательные (направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности).

2.3.6        Программа в системе дополнительного образования должна иметь динамичный характер, поэтому вариативность является важным структурным элементом Программы, в котором указываются возможные варианты перестройки содержания Программы в процессе ее реализации. В том числе подстройка под конкретные задачи, индивидуальные способности обучающихся и др.

2.3.7        ДДТ организует образовательный процесс в соответствии с учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры и др.) (далее - объединения), а также индивидуально.

2.3.8        Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения.

Количество учащихся в группе, их возрастные категории определяются автором Программы самостоятельно в соответствии с уровнем и содержанием Программы, предполагаемыми формами проведения занятий, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14, предъявляемыми к составу и площади помещений для занятий различной направленности (Приложение 1).

2.3.9        В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав.

2.3.10    ДДТ реализует Программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время. Общий объем учебной нагрузки Программы рассчитывается исходя из 36 недель в учебном году.

Продолжительность учебных занятий в объединении устанавливается исходя из целесообразности допустимой нагрузки в соответствии с направленностью Программы и определяются в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14, предъявляемыми к режиму занятий детей  в организациях дополнительного образования (Приложение 2).

2.3.11    Формы обучения по Программам определяются автором Программы, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 17 ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

При реализации Программ может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания Программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий (п. 3 ст. 13 ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)

При реализации Программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально, а также могут организовываться и проводиться массовые мероприятия, создаваться необходимые условия для совместного труда и (или) отдыха учащихся, родителей (законных представителей).

2.3.12    Ожидаемые результаты должны кратко описывать конкретные знания и умения (при необходимости – степень воспитанности или мотивированности), которые обучающиеся достигнут за период освоения каждого уровня или года обучения.

Авторы Программы самостоятельно определяют формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации учащихся (зачеты, опросы, контрольные задания, проектные работы и др.), формы подведения итогов реализации Программы в целом или на каждом ее этапе (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

2.4    Согласно п. 22 ст. 2 гл. 1  ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся.

2.4.1        Учебный план Программы может быть представлен в одной из предлагаемых форм или сочетать несколько форм одновременно.

2.4.1.1       Учебно-тематический план может быть представлен в форме таблицы, содержащей:

-     перечень разделов, тем;

-     количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий;

-     формы промежуточной аттестации (контроля);

2.4.1.2       Календарный учебный график может быть представлен в форме таблицы, содержащей:

-     номер занятия;

-     дату проведения занятия по плану;

-     количество часов;

-     тема занятия;

-     форма и место проведения занятия;

-     форма промежуточной аттестации (контроля).

2.4.1.3       Рабочая программа учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), разрабатывается в рамках комплексной программы и содержит:

-     краткая аннотация изучаемого предмета, курса, дисциплины (модуля) (направленность, формы и режим занятий, сроки реализации);

-     учебно-тематический план (календарный учебный график) изучаемого предмета, курса, дисциплины (модуля);

-     содержание изучаемого предмета, курса, дисциплины (модуля).

По необходимости, рабочая программа может также содержать:

-      ожидаемые результаты;

-     методическое обеспечение;

-     оценочные материалы;

-     список литературы.

2.5    Содержание Программы возможно отразить через краткое описание тем, с обязательной разбивкой на теоретические и практические виды занятий. По необходимости также составляется примерный перечень изготовляемых изделий.

В содержании Программы должна прослеживаться взаимосвязь с заявленными ожидаемыми результатами и мероприятиями по оценке их результативности.

Содержание разделов и тем должно быть адекватно времени, указанному в учебном плане.

2.6    В разделе Методическое обеспечение содержаться методические рекомендации к реализации Программы:

-      -     рекомендации по проведению занятий (в том числе лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.) – формы, методы, технологии, особенности организации образовательного процесса;

-      -     обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.). Подробное описание заявленных материалов могут быть оформлены в виде приложения к соответствующей Программе;

-      -     дидактический и лекционный материалы (схемы, рисунки, фотографии, аудио- и видеотека, наглядные пособия и раздаточный материал, литература, образцы изделий, конспекты занятий, методики по исследовательской работе, примерная тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.) Подробное описание заявленных материалов также могут быть оформлены в виде приложения к соответствующей Программе;

-     -     техническое оснащение занятий (основные требования к помещению, необходимое оборудование, инструменты, приспособления, снаряжение, технические средства обучения; обеспечение расходными материалами). Дополнительно может быть представлен список необходимых инструментов, приспособлений и материалов для учащихся.

2.7    В разделе Оценочные материалы содержится перечень и краткая аннотация диагностических и оценочных материалов, которые автор Программы рекомендует использовать для промежуточной и итоговой аттестации (контроля) по всем разделам Программы. В аннотации раскрывается суть проводимого мероприятия и рекомендации для наиболее эффективной его реализации. Подробное описание заявленных материалов, разрабатываемых автором, должны быть оформлены в виде приложения к соответствующей Программе.

2.8    В Список литературы включается как литература, используемая педагогом для подготовки занятий, так и научная литература, расширяющая кругозор самого педагога (теория и история выбранного вида деятельности, общая педагогика и методика данного вида деятельности, общая и возрастная психология, опубликованные учебные пособия, специальные журналы и альбомы, перечень видео- и аудиозаписей, адреса Интернет-источников и др.)

Возможно составление отдельных списков рекомендуемой литературы для педагогов, обучающихся и родителей.

Издания должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном порядке.

Информация о каждом издании должна включать в себя: фамилию, инициалы автора; название книги (название статьи - в периодической печати); выходные данные издательства, год издания, номер выпуска (если издание периодическое); количество страниц.

Информация об Интернет-ресурсе, должна содержать: название статьи; фамилию, инициалы автора; название Интернет-ресурса; ссылку на электронный ресурс; дату обращения к источнику.

2.9    Текстовые шаблоны оформления структурных элементов Программы представлены в Приложении 3.

Электронная матрица Программы представлена в методическом кабинете ДДТ.

3.    Технические требования к оформлению Программы

3.1    Текст Программы печатается в Word на одной стороне белой бумаги формата А-4.

3.2    Шрифт Times New Roman, ненаклонный, размер 12, интервал между строками - 1, интервал между абзацами - 0.

Допускается увеличение размера шрифта только на титульной странице.

3.3    Поля: слева - 30 мм, справа - 15 мм, сверху и снизу - по 20 мм (контуры полей не наносятся).

3.4    Выравнивание основного текста – по ширине, заголовков – по центру. Отступ первой строки основного текста - 1,5 см.

Заголовки выделяются жирным шрифтом и дополнительной красной строкой. Допускается выделение отдельных элементов основного текста подчеркиванием и/или курсивом – для дополнительного выделения структурных элементов Программы.

3.5    Цвет шрифта – черный.

3.6    Нумерация страниц располагается внизу страницы по центру. На титульной странице нумерация не ставиться.

3.7    Приложения к Программе оформляются на отдельных страницах в конце основного текста Программы. Все приложения нумеруются.

4.    Порядок разработки, утверждения и реализации Программы

4.1    Автор вправе разрабатывать и реализовывать Программу в стадии проекта в течение 3-х первых лет ее реализации. Проект Программы должен содержать все заявленные в п. 2 настоящей инструкции структурные элементы, но описаны они могут быть в сжатой (неполной) форме. Учебный план проекта Программы может содержать  резервные часы, которые могут быть добавлены к указанным в Программе темам в процессе реализации по необходимости. По истечение указанного срока Программа должна быть оформлена в полном объеме.

4.2    Авторы должны предоставить Программу (проект программы) на рассмотрение в рамках педагогического совета. Принятие Программ оформляется протоколом соответствующего заседания педагогического совета.

4.3    Все Программы (проекты программ), принятые на заседании педагогического совета, утверждаются директором ДДТ не позднее 1 сентября и допускаются к реализации в учреждении в текущем учебном году.

4.4    Педагогические работники ДДТ ежегодно обновляют Программы  с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

4.5    Программы, не прошедшие процедуру принятия на педагогическом совете не допускаются к реализации и дорабатываются в рабочем порядке.

5    Приложения

5.1   Рекомендуемые состав и площади помещений в МБУДО "ДДТ".

5.2    Рекомендуемый режим занятий детей в МБУДО "ДДТ".

5.3    Текстовые шаблоны структурных элементов дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы МБУДО "ДДТ".

5.4    Электронная матрица дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы МБУДО "ДДТ".

 

Дата последнего обновления страницы 18.05.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»