Автор статьи: Тарасова Т.А., педагог-организатор МБОУДОД "ДДТ", г. Вельск
Радостные воспоминания детства навсегда остаются с человеком и навсегда они для него – светлый источник активного отношения к жизни.
Обучение, не пробуждающее стремления к творчеству, инициативе, не дарящее детям радости, воспринимаются ими как вынужденная, ненужная им работа.
Сохранить присущую детям жизнерадостность – одно из важнейших условий их развития. Жизнерадостные дети проявляют больше любознательности, более скоры на догадку, вымысел. А жизнерадостными их делает уверенность в том, что их любят, что они оправдывают надежды взрослых.
В качестве средства решения обозначенных выше проблем мы предлагаем педагогам начальных классов игровые досуговые программы.
ИДП – это специально организованная деятельность, обеспечивающая активное взаимодействие детей и педагога в творческом процессе.
Игра способна объединить детей, восполнить опыт доброжелательного взаимодействия, создать атмосферу успеха, радости, снизить внутреннее напряжение, способствовать формированию активной личности, помочь детям проявить себя в творчестве.
На базе МБОУДОД "ДДТ" тематические игровые программы проходят 4-5 раз в учебном году. В программе участвуют классные коллективы начальной школы.
Практика показала, что такого количества мероприятий в течение учебного года достаточно, т.к. учащиеся начального звена посещают в ДДТ клуб народного творчества «Берегиня» и «Клуб юных мастеров», где для детей тоже проходят различные праздники. Кроме того в каникулы проходят мероприятия: Оснянки, Зимовки, Веснянки; театральная студия приглашает на свои спектакли, проходят выставки и концерты.
Стандартная игровая программа длится 1 час - это позволяет эффективно использовать физические и эмоциональные возможности детей.
Ежегодно в игровых программах участвуют более 2, 5 тысяч детей.
Каждая программа имеет авторскую идею и сценарий.
Воспитательно–досуговая подпрограмма «Праздник начинается» в нашем учреждении включает в себя мероприятия «Осенний марафон», «Весенний сабантуй» и «Летний калейдоскоп». В рамках этих мероприятий нами были разработаны следующие игровые программы:
- «Книга рекордов классной компании»
- «Осенний переполох на шхуне»
- «Все дело в шляпе»
- «Угадай мелодию»
- «В гостях у царя Гороха»
- «Девчонки хохотушки и бравы ребятушки»
- «Один день в армии»
- «Космическое путешествие»
- «В гостях у Рыжика и Веснушки»
- «Джунгли зовут»
- «Мы отправляемся в поход»
- «Ура каникулы»
- «В гостях у Бабы Яги»
В канун нового года в ДДТ проводится развлекательно – игровая новогодняя программа «Приключение у Новогодней елки». Дети включаются в активное участие в массовке около новогодней елки: проходит парад карнавальных костюмов; дети приходят на помощь положительным героям; создается праздничное настроение ну и, конечно, подарки. Участниками этой программы становятся не только учащиеся начальных классов школ города и района, но и воспитанники детских садов, различные организации.
По заявкам учителей начальной школы была разработана другая игровая программа «Прощание с азбукой». Цель этой программы: закрепление знаний полученных при изучении Азбуки с помощью занимательных игр, задач и упражнений. Например, конкурсы «Раздай героям из сказок предметы», «Дорисуй букву», «Исправь ошибку», «Разгадай кроссворд».
На наших игровых программах в классном коллективе отрабатываются навыки общения, совместной деятельности, формируются организаторские качества, выявляются лидеры. Благодаря совместным играм дети приобретают уверенность в себе, способность создать нечто новое.
Содержание каждой встречи обеспечивает активную деятельность детей через погружение в атмосферу игры. Важным компонентом технологии является атрибутика. Например, для создания атмосферы космического путешествия кубики «превращаются» в космический мусор, сшитые мешки – в скафандры, а одноразовые тарелки – в летающие! Не менее важны костюмы ведущих - героев и оформление самого зала.
В конце программы проходит диагностика в игровой форме. Диагностика позволяет определить общее эмоциональное состояние детского коллектива, позитивный настрой, снятие напряжений. Например, «ракета и звездное небо»: если участникам понравилось мероприятие, они заполняют своими звездами ракету, а если чувствовали себя не комфортно – помещают звезды на небо.
Работу по организации взаимодействия с образовательными учреждениями города и района мы строим следующим образом:
- В начале учебного года с планом работы учреждения выходим на совещание замов по воспитательной работе.
- Включаем мероприятия учреждения в ежемесячный план Управления образования. Рассылка происходит по эл. почте.
- На сайте ДДТ вывешиваем информацию в плане работы, дублируем её в анонсах.
- Самые яркие события фиксируются на специальном стенде в учреждении, печатаются в районных газетах и на сайте ДДТ.
- И самое главное это личный контакт с учителями начальных классов и высокий уровень проводимых мероприятий.
«Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В.А. Сухомлинский).
В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача педагогов состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.